Marketokon.ru

Маркет Окон и замков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расписываем матрешку

Расписываем матрешку

расписываем матрешку, урок росписи матрешки

Сегодня мы будем расписывать комплект матрешек под кодовым названием «Чайку?»Нам понадобятся: деревянная заготовка (5 мест), клей ПВА, вода, акварель, темпера ПВА, золотой акрил, белая перламутровая гуашь, золотая гуашь, золотая гелевая ручка,кисти беличьи, кисти колонковые, чистая тряпочка, тряпочка для вытирания кистей, штыри для росписи (по возможности), лак ПФ.

Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer , поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

Материалы для росписи матрешки

Для начала нам нужно подготовить формы. Для этого напильником сглаживаем места соединения формы, чтобы одна часть не выступала над другой (если присутствует такой дефект, формы не всегда хорошо выточены). Если есть дырки или сучки на формах — шпаклюем шпаклевкой по дереву.

Подготовка формы матрешки к росписи

Затем тщательно зачищаем мелкой наждачкой каждую форму. Бывает так, что формы не плотно приходятся друг к другу, спасет положение клей ПВА, просто капните несколько капель на место соединения формы и дождитесь высыхания, если получилось туго, то лишнее можно срезать.

Чистим поверхность формы матрешки

Теперь формы нужно прогрунтовать. Нужно это для того, чтобы акварель не так сильно растекалась по дереву. Грунтуем ПВА разведенным с водой примерно в такой пропорции:

Подготавливаем грунт для росписиГрунтовка формы матрешек

После того как формы подсохнут, наносим карандашный рисунок будущей матрешки. Карандаш с дерева вполне хорошо стирается ластиком. Если уже не получается ластиком, то в ход идет мелкая наждачка.

Наносим на матрешки рисунок карандашом

После того, как рисунок нанесен, приступаем к покраске. Для фона платков я смешала довольно жидко оранжевую акварель с золотой гуашью, для придания блеска. Быстро и аккуратно наносим краску по рисунку, потому как акварель быстро впитывается, и могут остаться некрасивые разводы. Наносим в один слой.

Начинаем раскрашивать формуНачинаем расписывать матрешки своими руками

Красим дальше. Для рубашки я смешала белую перламутровую гуашь и голубую акварель в более густой пропорции и нанесла ее в несколько слоев.

Раскрашиваем матрешки

Теперь нужно добавить объема на рукавах и подоле рубашки. проходимся голубой акварелью в тенях, выделяя складки. Затем лиссеровкой выделяем белилами светлые места.

Более детальная прорисовка формы матрешки

С рубашкой покончили. Далее красим подол сарафана. Т. к. сарафан я задумала сделать черным, то подол будет отделан золотом. За одно с отделкой красим и самовар. Так же более темным цветом выделяем складки на платке. Я это делаю плоской беличьей кистью, один край которой окунут в краску.

Более детальная прорисовка формы матрешки

Пришло время сарафана. Красим его черной темперой.

Закрашиваем сарафан матрешкиЗакрашиваем сарафан матрешки

Не забываем покрасить более темным цветом внутреннюю часть складок на платке.

Рисование складок на одежде матрешки

И так, переходим к лицам. Самая ответственная часть. Лица я пишу по сырому дереву акварелью. Как по сырой бумаге. Для начала светлой охрой намечаем темные части лица. Затем темной охрой углубляем тени. Все по сырому дереву. Затем коричневой прохожу самые темные места. Так же поступаем и с руками. Чем лучше прописаны лица и руки, тем выгоднее смотрится матрешка.

Рисуем матрешке лицо

После нанесения теней, высветляем светлые участки лица. Белой темперой, очень жидко и опять же по сырому дереву. Не забываем про руки.

Как нарисовать лицо матрешке

Теперь рисуем глаза, губы и брови. Глаза — темпера смешанная с акварелью. Губы — акварель, сверху жидко белая темпера. Так же обводим четче контур лица. Коричневой акварелью прорисовываем пальцы на руках.

Читайте так же:
Грунтовки для финишного выравнивания пола

Как нарисовать глаза матрешке Рисуем матрешке глазаКак нарисовать глаза матрешке

Декорируем рубашку. Голубой акварелью рисуем цветочки и точки. Белой темперой обводим рукава, чтобы выделить их на темном фоне.

Декорируем рубашку матрешки

Затем красим остальные предметы чайные предметы и декорируем их. Самовару добавляем деталей.Чайник и чашку расписываем под гжель. Баранку делаем с маком. У самой маленькой в руках ничего не делаем (по желанию и остроте зрения). Она у нас радуется — «Вах, вах, вах, чай будем пить, чай будем пить».

Детали росписи матрешки Роспись чайника под гжель Роспись чайной чашкиДетали росписи матрешки

С чайным набором почти закончили, позже вернемся к самовару. Продолжим с сарафаном. Золотой гуашью намечаю складки на сарафане.

Детализируем сарафан матрешки

Теперь декорируем платок. Для орнамента я мешала белую и желтую темперу для получения такого бледненького желтого цвета. Орнамент я рисую сразу, без карандашного рисунка. Вы можете предварительно наносить легкий карандашный рисунок.

Декорируем платок Декорируем платок Декорируем платокДекорируем платок

После того как нарисовали орнамент желтым, пустые части закрашиваем аккуратно красной акварелью, чтобы через нее просвечивал блестящий фон платка.

Прорисовываем платок нашей матрешкиПрорисовываем платок нашей матрешки

Оставим пока платок и вернемся к сарафану. Берем золотую гелевую ручку и наносим на него орнамент.

Рисуем орнамент своими рукамиРисуем орнамент своими руками

Теперь берем белую темперу и завершаем орнамент на платке. Делаем окантовку платка белыми точками.Так же белыми точками декорируем подол сарафана. А-ля жемчуг.

Добавим деталей к росписи платка Добавим деталей к росписи платкаДобавим деталей к росписи сарафана

Так же белой темперой ставим блики на глазах, носу, губах, подбородке. Не забываем про руки. Затем черным красим ободок, декорируем его гелевой ручкой. Рисуем волосы.

Мелкая декоративная отделка матрешки Расписанное лицо матрешкиРоспись матрешки: рисуем лицо

Самая маленькая матрешка

Делаем блики белой темперой на самоваре.

Роспись матрешки: блики на самоваре

Все, наша матрешка практически готова. Осталось ее покрыть лаком. Я использую лак ПФ-157 или ПФ-283. Для лакировки я использую деревянную планку с вбитыми в нее гвоздями — удобно лакироваь, удобно ставить на антресоли где я их сушу. Маленькие лакирую на штырях.

Наливаем лак из банки в небольшую емкость с крышкой и добавляем скипидар в пропорции 1 часть скипидара на 2 части лака, если лак слишком густой. Я использую исключительно скипидар. Уайт-спирит — это нефтепродукт и почти что бензин, потому его не использую, а также вам тоже рекомендую не использовать, ведь это почти то же самое, что использовать в качестве растворителя бензин. Другие растворители, а также растворители для нитро-лака (№646, №647 или им подобные) использовать нельзя категорически.

Первые два слоя уйдут в дерево. В среднем нужно где то слоев пять, чтобы матрешки были аки у кота… хм.. глаза.После третьего или четвертого слоя при необходимости обработать мелкой наждачкой. Потому как лак вздирает волокна дерева. Ну или пыль может попасть. Пыль и ворсинки можно вынуть из еще сырого лака иглой.

Лакировка матрешек

Лакировка закончена и вуаля — наши матрешки красавицы готовы!

Матрешки готовые к продаже

Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer , поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

Русская матрёшка: от момента создания и до наших дней

Русская матрёшка: от момента создания и до наших дней

Один из самых известных символов России — матрёшка — изначально задумывался как детская развивающая игрушка, но со временем он превратился во всемирно известный сувенир. О том, какой путь пришлось проделать кукле, узнали корреспонденты агентства «Анадолу».

Существует множество версий о происхождении матрёшки. Согласно самой точной, имеющей подтверждение, матрёшка появилась в 1898 году в Москве, в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей семье Мамонтовых — известных русских купцов и меценатов, рассказала в интервью агентству «Анадолу» хранитель музейных ценностей Художественно-педагогического музея игрушки имени Бартрама Вера Полякова.

Читайте так же:
Для чего грунтовка body 960

«Именно для этой мастерской токарь Василий Звёздочкин и художник Сергей Малютин создали первый образец игрушки. Первая кукла была восьмиместной, в большую вставлялась меньшая, и так до самой маленькой. Разъёмную куклу назвали Матрёна, что означает «мать семейства». Это греческое имя было популярным в России», — рассказывает Полякова.

Однако имя «Матрёна» для игрушки звучало слишком серьёзно, поэтому стали использовать его уменьшительно-ласкательную форму, пояснила сотрудница музея.

По ее словам, в первых матрёшках главную куклу изображали в виде русской девушки в сарафане, платочке и с петухом в руках, а вкладыши в неё — в виде крестьянских детей.

В начале XX века промысел был переведён из Москвы в Сергиев Посад, мастера города продолжили традицию изготовления матрёшек, рассказывает заведующая кафедрой дизайна филиала «Высшая школа народных искусств» Сергиев-Посадского института Дарья Баранова.

По ее словам, в 1904 году матрёшка попала на Всемирную выставку в Париже и очень быстро завоевала известность. С тех пор началось её шествие по миру, и она стала своеобразным символом России.

«Ну а поскольку в то время её уже изготавливали в Сергиевом Посаде, то именно этот город и стал считаться родиной русской матрёшки», — рассказывает Баранова.

Матрёшка считается одновременно и игрушкой, и сувениром. До сих пор куклу широко используют в дошкольных учреждениях как хороший дидактический материал, с её помощью дети изучают цвета, размер, форму предметов.

«На примере матрёшки легко объяснить разницу между большим и маленьким, в маленькую матрёшку не положишь большую, дети это очень хорошо понимают», — рассказывает Баранова.

На рубеже XIX и XX веков художники экспериментировали с формой матрёшки, делали её конусообразной, шлемовидной, меняли ее роспись. Мастера начали раскрывать с помощью матрёшек сюжеты литературных произведений, запечатлевать исторические события. Например, к столетию войны 1812 года с французами были сделаны две матрёшки – Наполеон и Кутузов со своими штабами. К столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя были изготовлены матрёшки с персонажами его литературных произведений «Мёртвые души» и «Ревизор». Выпускалось много матрёшек, изображающих разные народы в национальных костюмах.

А к одному из юбилеев Октябрьской революции сделали матрёшку метровой высоты, и на ней были изображены народы республик в национальных костюмах, входящих в состав СССР.

Однако со временем вернулись к традиционному изображению матрёшки в виде девушки.

Процесс изготовления матрёшки

Делают матрёшку в основном из липы, потому что это очень чистое дерево, оно почти не содержит веток и к тому же достаточно мягкое для обработки, рассказала АА преподаватель рисунка, живописи факультета «Художественные ремёсла» Первого московского образовательного комплекса Елена Калёнова.

В советское время и в годы Перестройки матрёшку пытались делать из берёзы. Но берёза более жёсткая, цвет её древесины имеет более тёплый оттенок, поэтому от неё отказались. Многие мастера не окрашивают лица матрёшек, а цвет древесины липы лучше, чем цвет древесины берёзы, и он передаёт оттенок человеческой кожи.

Читайте так же:
Грунтовки под неводные окраски

Деревянные бруски для изготовления матрёшки поступают на завод, где им придают традиционную форму. Потом деревянные заготовки передают художнику. Сначала художник грунтует дерево, то есть покрывает его клеем ПВА или клейстером. Это делается для того, чтобы краска не впитывалась в древесину матрёшки и не расплывалась по ней. А потом, когда на краску наносится лак, он также не впитывается в древесину.

После того, как грунтовка высохла, наносится контур рисунка. Отмечается середина каждой матрёшки так, чтобы совпадал центр лица и всех фигурок (чтобы не было смещённых частей).

Карандашом рисуют овал лица, основные части и детали одежды.

После этого заливаются крупные цветовые пятна – обычно это сарафан, платок и рубашка.

После того, как залиты все цветовые пятна, начинается детальная проработка рисунка: тщательно прорисовываются лицо и декор на одежде. Роспись завершается приданием теней, которые делают рисунок объёмным.

После окончания росписи матрёшку лакируют, чтобы закрепить рисунок, придать игрушке яркость и приятный глянцевый вид.

Классический вариант: матрёшки расписывают красным, зелёным, синим и их сочетаниями – жёлтым, оранжевым.

Время росписи зависит от размера матрёшки и сложности рисунка. В среднем этот процесс занимает от 1,5 до двух-трех часов.

В матрёшке может быть сколько угодно мест, она может быть как одинарной, так и стоместной.

Технология изготовления воронежской матрешки

воронежской матрешки

Автор: Матвеева Елена Геннадиевна, народный мастер Воронежской области, мастер художественной росписи по дереву.

Технология изготовления воронежской матрешки уникальна своей характерной только для Воронежской области яйцеобразной формой с плоским донцем. В росписи используется все многообразие народных костюмов края, с точностью переданы культура их ношения, цветовое и орнаментальное сочетание.

Исключительная ценность данной технологии заключается в том, что она соединяет в себе традиционные техники росписи с новыми формами и материалами. Отличительной особенностью воронежских матрешек является индивидуальная для каждого экземпляра роспись. Матрешка является не только игрушкой и сувениром, но и яркой иллюстрацией народной вышивки и ткачества в Воронежской губернии.

Техника изготовления деревянной заготовки

Заготовка вытачивается из липы на токарном станке. Липовая чурка зажимается в кулачковый патрон станка и обтачивается до нужного диаметра полукруглым резцом «галтелкой» и резцом-«косяком» доводится до нужной формы.

Многоместные матрёшки начинают точить с самой маленькой, не разъемной фигурки. Последующие разъёмные заготовки вытачиваются, начиная с «головки», в которой после наружной грубой обработки делается внутренняя выборка «перкой» или «крюком». В «головке» так же вытачивается верхняя часть стыковочного «замка». «Головке» придаётся необходимая форма без чистовой обработки, и она отрезается от чурки.

Из оставшейся в патроне части чурки вытачивается нижняя часть матрёшки, в которой делается выборка и нижняя часть «замка», после чего начерно выводится наружная сторона низа матрёшки. Верхняя и нижняя части замка соединяются путем подгонки так, чтобы «головка» наплотно села на нижнюю часть. В соединённом виде матрешка доводится чистовой обработкой до заданной формы и размера.

Технология росписи матрёшки

Для качественной росписи необходимо провести предварительную подготовку поверхности изделия. Сначала шпаклюются мелкие дефекты древесины и после полной просушки зачищаются наждачной шкуркой, потом заготовка насаживается на металлический штырек для грунтовки.

Читайте так же:
Грунтовки для плиточного клей

Второй этап подготовки – грунтовка изделия раствором клея ПВА в воде с последующей зачисткой шкуркой № 0, после чего матрёшка одевается окончательно на металлический штырек, с которого снимается только после лакировки.

Необходимо определиться, какого района и села костюм мы будем использовать для росписи матрёшки.

Третий этап — разметка лица и рукавов циркулем и нанесение карандашом контуров платка и прочих элементов задуманного костюма, таких как фартук, нижняя кайма юбки и головной убор под платком.

Далее выполняется собственно роспись. Для этой работы используются водорастворимые краски: акварель, гуашь, в том числе и темперная, акриловая – для выполнения элементов золотного шитья.

Сначала выполняется роспись лица. Если цвет дерева темноват, то необходимо нанести внутри контура фон телесного цвета и только после этого прописать лицо. Для этого сначала отметить точками место для зрачков и нарисовать их. После зрачков прописываются веки, ресницы и брови. Нос отмечается горизонтальной черточкой на уровне кончика. Скобочкой, с загнутыми вверх концами, намечается верхняя губа с мысками на ней. Нижняя губа приписывается к верхней губе.

После лица приступаем к росписи головного убора виднеющегося из-под платка. Как и в случае с лицом, начинаем роспись с нанесения фона, по которому наносятся орнаменты характерные для того населенного пункта, костюм которого мы хотим выполнить.

Затем наносится красный фон платка, по краю которого прописывается узкая полоска орнамента.

Композиционно платок делится на кайму и средник, которые могут быть разделены полоской узкой орнаментальной отбивки. Рисунок может быть ковровым, но обязательно с красивой каймой и с использованием мотивов «барановских» платков.

Роспись платка выполняется поэтапно. По красному фону прописываются все синие элементы орнамента, затем зелёные, жёлтые, чёрные «приписки» и, наконец, белильные «оживки».

Далее переходим к заполнению фоном контуров рукавов и рубахи, после чего наносим орнамент на «полики».

Последовательно прописываем нагрудные украшения, руки, манжеты рукавов или «брыжи», фон передника – «завески» и ленты на нём, а также «поднаряд» по низу передника.

В руки «сувенирной» матрёшки вписываем хлеб-соль на полотенце с орнаментом, кружевным концом и надписью «ВОРОНЕЖ». Если матрешка многоместная, то можно создать образный ряд, давая в руки матрёшкам различные предметы, относящиеся к какой либо одной теме. Например: «Рукодельницы», «Ярмарка» и прочее.

Теперь можно перейти к росписи юбки. Будет ли это «понёва», «андарак», юбка или сарафан, цвет фона зависит от выбранного костюма, от этого же зависит и роспись юбки.

Донце матрёшки покрывается чёрной краской и наносится надпись, говорящая о том к какой местности принадлежит костюм данной матрёшки. На донце так же указывается год производства и подпись автора росписи, так как роспись матрешки выполняется не по образцу, а создается художником заново, в рамках знаний строя народного костюма и правил его ношения. Каждая, созданная таким образом, матрёшка является авторской и никогда не повторяется. Хорошее знание материала даёт возможность бесконечного множества вариантов росписи.

Технология лакирования матрёшки

Лак НЦ-2144 наносится на расписанную матрёшку после полной её просушки.

Для лака используется плоская, мягкая кисть из натурального ворса. Количество слоёв лака – не менее 3-х, дальнейшие слои наносятся по необходимости. Условия пользования, сушки, хранения и техники безопасности, указаны на банке с лаком.

Читайте так же:
Если диски красить без грунтовки

Для чего грунтовка матрешка

Вятская матрёшка

Экспонаты начиная с 1950-х и по сегодняшний день представлены в музее «Дымковская игрушка».

– Матрёшка появилась в России в конце XIX века, – рассказала куратор выставки Мария Шишкина (на фото). – Первые эскизы игрушки, состоящей из восьми фигур, создал художник Сергей Малютин. Идею разъёмной куклы ему подсказали японские точёные куклы Фукурума, Дарума.
В конце XIX века в Сергиевом Посаде открыли учебно-показательную мастерскую, где и было налажено массовое производство матрёшек. Делали персонажей Гоголя, сказок и басен, героев войны 1812 года.

Товар на экспорт
Считается, что вятские мастера в 1900-м на Всемирной выставке в Париже впервые увидели матрёшку. Популярность её росла, особенно у иностранцев, поэтому к изготовлению игрушки подключились кустари из Семёнова, Твери и Вятки (с 1924 г.). Расцвет же промысла пришёлся на середину прошлого века.
С 1930-х годов матрёшку делали близ Кирова в артели «Прогресс» в д. Вахрино и Овчарное (ныне ЗАО «Сувенир»), в 1950-х выпуск наладили и на предприятии в Нолинске (сейчас ЗАО «Вятский сувенир»). В 1959 г. вятская матрёшка побывала в Брюсселе, и с этого времени начались её регулярные поставки на экспорт.
В 1960 г. из артелей «Прогресс» и «19 октября», где точили пирамидки и шахматы, создали фабрику токарных игрушек. Сначала матрёшек делали из чурок на самодельных станках, затем появились токарные станки с электроприводом.
В 1970-е из ФРГ поступили полуавтоматы, что позволило механизировать точение матрёшек диаметром до 8 см из берёзовых брусков. Большие по-прежнему делали вручную из липы и осины.
Процесс производства многоступенчатый: сушка, шлифовка, грунтовка, далее – роспись в несколько этапов.

От классики до модерна
В 1950-е матрёшек расписывали масляными крас-ками, которые сохли почти два дня, «наряжали» в сарафаны, цветные платки, в руки вкладывали букет из полевых цветов. Для росписи конкурсных и выставочных работ использовали гуашь.
В конце 1960-х стали применять яркие анилиновые краски, сохнущие почти мгновенно. Вятскую матрёшку узнавали по улыбке, рыже-русым волосам, яркому наряду, округлым формам.
В 1970-е кировские мастера разработали более 40 новых образцов матрёшек, в том числе инкрустированных соломкой (это чисто вятская особенность). Сначала был геометрический орнамент, затем – растительные узоры.
Сувенирные варианты выпускали к важным датам – Олимпиаде-80, всероссийским конкурсам. С матрёшкой экспериментировали – придавали ей форму репы, груши, яйца, конуса. Много новшеств внесла нолинская мастерица Валентина Рябинина, проводившая мастер-классы в Болгарии в 1980-е. Кировчанка Ольга Сунцова разработала такие комплекты, как «Урожай», «Слава труду», гайдаровского Мальчиша-Кибальчиша с командой.
В разные годы в производство были запущены матрёшки-неваляшки, головоломки, игольницы, Деды Морозы. «Дорожная» – с вставкой для наматывания нитей. Парень в фуражке – «Ванюша», внутрь которого можно было поместить сувенир.
Николай Зырянов, возглавлявший производственно-технический отдел областного управления по производству игрушек и художественным промыслам, написал книгу о вятской матрёшке. Часть экспонатов, представленных на выставке, – из его личной коллекции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector