Marketokon.ru

Маркет Окон и замков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Естественные потери при перевозке сыпучих грузов

Естественные потери при перевозке сыпучих грузов

Значительную часть сыпучих материалов составляют грузы строительного назначения. Это песок и щебень, а также цемент и земля. При этом дальность перевозок по России нередко бывает довольно велика, если транспортировка стройматериалов осуществляется на межрегиональном уровне.

Естественной убылью считается снижение массы груза из-за изменений, которые претерпевают их биологические и физико-химические свойства, если товары при этом хранятся или перевозятся с соблюдением всех необходимых норм. Такое определение дают Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утвержденные приказом Министерства экономического развития России в 2003 году. Сюда относят так называемые усушку, утруску, выветривание, а также испарение.

При этом естественной убылью не будут считаться потери, которые произошли в процессе обработки материала. Не входит сюда и количество бракованного материала. Кроме того, естественной убылью не будут считать те потери, которые происходят при перевозке, если при этом имели место нарушения разного рода требований и технических условий, существующих для сыпучих материалов. Не относится сюда и перевозка в поврежденной таре или при неправильном использовании спецтехники.

Причины потерь

Обусловить потери сыпучих материалов при их транспортировке могут следующие причины:

  • несоответствие транспорта требованиям перевозки, в частности, из-за длительного срока его эксплуатации;
  • несоблюдение правил транспортировки в том, что касается тары и средств защиты — тентов;

При этом сыпучие материалы могут рассеиваться через зазоры, выдуваться потоком воздуха или осыпаться поверх бортов. Все эти факторы влияют на размеры потерь. Кроме того сказываются скорость движения поезда, расстояние, на которое осуществляется перевозка. Важно также, насколько плотно материал был распределен при погрузке.

Первой причиной потери груза в пути может стать его высокая влажность. Изначально она может достигать такого уровня, что даже при передвижении на малые расстояния (не более 100 км) вес материала может снизиться более, чем на 5 %.

Такое возможно даже в том случае, если груз перевозится по всем правилам и укрыт плотным тентом. Он все равно теряет влагу, а проверить материал по данному параметру не представляется возможным, так как лабораторные анализы отнимают определенное время.

Автомобили проходят взвешивание дважды. В первый раз эту процедуру предпринимает отправитель в момент ее погрузки. Во второй раз груз взвешивает получатель до того, как начать разгрузку. При этом чаще всего наблюдает разница в весе. По нормативам она для сыпучих материалов, транспортируемых автомобилем, не должна превышать 2 %. Расстояние перевозки в этом случае роли не играет.

Если потери выше, проблемы с получателями перевозчику не избежать, так как списывать его на естественную убыль большинство грузополучателей отказываются. При этом общая спорная сумма может достигать большого значения. Выплачивать ее приходится перевозчику.

Способы избежать проблем

Такая трудность возникает из-за отсутствия документации, которая обговаривает показатели того или иного строительного материала в отношении их ломкости, сыпучести и влажности. Впрочем, размер потерь можно отдельно обговорить в договоре перевозки. К примеру, исходя из личного опыта, процент естественной убыли может быть прописан в размере 5 или 10 %.

Если получатель груза согласен подписать договор, где обозначены такие условия, финансовых потерь перевозчику удастся избежать. Нормативы же могут быть адаптированы для каждого конкретного региона в соответствии с его природными условиями.

ВВЕДЕНИЕ

Руководящий документ «Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве» (РДС 82-202-96) разработан в развитие и дополнение СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» в части формирования комплекса норм трудноустранимых потерь и отходов при производстве продукции, работ и услуг, а также норм естественной убыли при транспортировании и хранении материалов.

Читайте так же:
Быстротвердеющий цемент что это такое

РДС 82-202-96 устанавливает состав, основные методические положения, правила и порядок разработки и применения норм трудноустранимых потерь и отходов при производстве продукции, работ и услуг и естественной убыли при транспортировании и хранении материалов.

По месту образования трудноустранимые потери и отходы дифференцированы по трем основным технологическим переделам:

— при производстве строительных изделий и материалов (на предприятиях стройиндустрии при производстве кирпича, бетонной смеси, столярных и других изделий, сборных железобетонных изделий и т.д.);

— при транспортировании материалов, изделий и конструкций со склада производителя до склада потребителя и при хранении на складе потребителя (нормы естественной убыли при транспортировании и хранении — кирпича, цемента, нерудных материалов, стекла и т.д.);

— при установке конструкций и производстве строительно-монтажных работ (монтаж конструкций, использование кирпича, бетонной смеси, электродов и т.д.).

В приложениях к настоящему РДС приведены типовые нормы потерь и отходов на некоторые виды материальных ресурсов. Данные типовые нормы потерь и отходов следует применять при разработке Федеральных усредненных и укрупненных норм расхода материалов, а также рекомендуется использовать с привязкой к местным условиям при разработке местных производственных, усредненных и укрупненных территориальных норм.

Материальные ресурсы, по которым нормативы трудноустранимых потерь и отходов не охвачены настоящим документом, должны разрабатываться в соответствии с положениями СНиП 82-01-95 и данного РДС.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ

ПРАВИЛА разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве

Дата введения 1997-01-01

1 Область применения

Настоящий РДС определяет состав, основные правила и методы разработки и применения норм трудноустранимых потерь и отходов сырья, материалов, изделий и конструкций при производстве продукции, работ и услуг в строительстве и норм естественной убыли при транспортировании и хранении материалов.

Положения настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности и для организаций, осуществляющих разработку норм трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве и норм естественной убыли при транспортировании и хранении.

РДС 82-202-96 реализует основные принципы, методы и структуру создания комплекса норм, предусмотренного СНиП 82-01-95.

2 Нормативные ссылки

В настоящем РДС использованы положения следующих документов:

ГОСТ Р1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» ;

СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»;

СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения»;

Сборники нормативных показателей расхода материалов, Минстрой России.

3 Определения

В настоящем РДС использованы термины в соответствии с приложением А, ГОСТ Р1.0; СНиП 10-01-94; СНиП 82-01-95; СНиП 82-02-95.

4 Общие положения

4.1 Потери — это та часть материалов, которая не может быть использована в производстве: затвердевшая в транспортных средствах бетонная смесь или раствор; схватившийся или теряемый в результате распыления цемент; осколки кирпича, мелких блоков и других стеновых материалов и т.п.

Потери, образующиеся при соблюдении правил производства работ по СНиП, при рациональном расходе материалов, относятся к трудноустранимым потерям.

Трудноустранимые потери и отходы сырья, материалов, изделий и конструкций в строит е льстве и естественная убыль материалов при транспортировании — это количество материалов, которое не входит в массу продукции (бетонная и растворная смеси, изделия, конструкции и т.п.), возникающее неизбежно в процессе производства работ при соблюдении правил и использовании качест в енных материалов, необходимых машин и механизмов.

Типовые нормы трудноустранимых потерь и отходов материалов и изделий в процессе строительного производства приведены в приложении Б.

Одной из разновидностей трудноустранимых потерь является естественная убыль.

Естественная убыль — это потери количества (массы, объема) продукции вследствие ее физико-химических свойств, возникающие при транспортировании и хранении, включая погрузочно-разгрузочные операции.

Читайте так же:
Вспениватели для цементных растворов

К этим потерям относятся:

усушка и выветривание (улетучивание, вымерзание, испарение) содержащейся в продукции влаги или улетучивание из нее отдельных частиц при температурных изменениях;

утечка при перекачивании из одной тары в другую, просачивание через тару либо впитывание в нее;

раструска и распыление при погрузочно-разгрузочных операциях.

Нормы естественной убыли при операциях на складе (разгрузка из вагонов, укладка в штабеля, перевалка, подача со склада и хранение) учитываются до года включительно.

Типовые нормы естественной убыли цемента при транспортировании приведены в приложении В.

Типовые нормы естественной убыли нерудных строительных материалов при транспортировании — приведены в приложении Г, а при их хранении — в приложении Д.

Отходы — это остатки материалов, которые не могут быть использованы при изготовлении данной продукции, но пригодны для производства какой-либо другой продукции (обрезки гипсовых обшивных листов, опилки, обрезки пиломатериалов, обрезки стекла и т.п.).

К трудноустранимым потерям относятся отходы, возникновения которых трудно избежать при соблюдении правил производства работ и рациональном использовании материалов.

Трудноустранимые потери и отходы материалов включаются в норму расхода.

4.2 Потери и отходы материалов, которые не должны иметь места при производстве работ с соблюдением требований стандартов, строительных норм и правил, допусков и т.д., относятся к устранимым. Они возникают в основном по следующим причинам:

применение материалов, качество которых не соответствует требованиям ГОСТа, СНиП, а размеры не являются наиболее экономичными при изготовлении соответствующей продукции;

нерациональный раскрой материалов;

несоблюдение правил производства работ, а также правил приемки, хранения и транспортирования материалов;

небрежное отношение к материалам, изделиям и конструкциям;

брак в работе и т.п.

Наряду с указанными прямыми устранимыми потерями следует различать косвенные потери строительных материалов, вызванные применением материалов более высоких сортов или марок, чем это требуется по строительным нормам и правилам.

4.3 По месту возникновения трудноустранимые потери и отходы рекомендуется подразделять на четыре основные группы:

от переработки материалов;

при производстве строительно-монтажных работ.

4.4 Величина трудноустранимых потерь и отходов материалов определяется в виде норматива (в процентах нормы расхода материала).

4.5 Нормы трудноустранимых потерь и отходов материалов рекомендуется использовать:

при разработке федеральных, территориальных и местных норм расхода материалов в строительстве;

для определения потребности в материальных ресурсах при расчете стоимости, если стоимость определяется по сметным нормам, а расход материалов — по рабочим чертежам;

при списании материалов на производство.

4.6 Нормативы трудноустранимых потерь и отходов используются при:

разработке норм и нормативов, когда величина трудноустранимых потерь и отходов определяется от общего (нормативного) расхода и добавляется к чистой норме:

определении потребности в материалах по рабочим чертежам, когда их расход увеличивают на величину трудноустранимых потерь и отходов;

списании материалов на производство и расчете за выполненные работы, когда величина трудноустранимых потерь и отходов должна учитываться в нормируемых размерах в общем фактическом (или нормативном) расходе материалов.

4.7 Настоящим РДС устанавливаются общие методы разработки и приводятся типовые (федеральные) нормы трудноустранимых потерь и отходов, исходя из проектных характеристик материалов, их стандартных качеств, типовых технологий изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ.

4.8 Применение (адаптация) типовых, а также разработка новых норм трудноустранимых потерь и отходов материалов осуществляется в порядке, регламентированном СНиП 82-01-95 .

5 Правила и методы определения нормативов трудноустранмых потерь и отходов материалов в строительстве.

5.1 При нормировании трудноустранимых потерь и отходов необходимо использовать методы технического нормирования расхода материалов в строительном производстве: производственный метод, лабораторный метод и расчетно-аналитический метод.

Для выбора необходимого метода нормирования потерь и отходов целесообразно материалы классифицировать, исходя из физико-механических свойств, характера использования, целевого назначения и т.д. Типовая классификация материальных ресурсов по группам и методам нормирования приведена в табл. 1.

Читайте так же:
Как правильно сделать замес цементного раствора

При определении норм трудноустранимых потерь и отходов материалов, входящих в группы (табл. 1), необходимо исходить из следующих основных положений.

5.2 Для I группы величина трудноустранимых потерь и отходов материалов при изготовлении деталей, изделий рассчитывается по первоначальной (до расхода) норме материала. В некоторых случаях потери и отходы могут определяться по чистой или черновой массе, объему, площади деталей.

Потери и отходы ( q п %), возникающие при производстве деталей, изделий из данного вида материалов, рассчитываются по формуле:

где Q д — количество материала (в чистом виде), содержащегося в готовой продукции, в единицах массы, объемных и линейных единицах счета;

а — потери и отходы, в тех же единицах.

Материалы I группы, которые поступают на производство в готовом виде, не должны давать трудноустранимых потерь и отходов.

5.3 При определении трудноустранимых потерь и отходов для материалов II группы необходимо учитывать особенности их образования. Как правило, трудноустранимые потери и отходы в длинномерных материалах образуются в виде обрезков, получающихся при зачистке торцов, вследствие несоответствия длины имеющихся на стройке материалов длине изготовляемых из них деталей, а также в виде опилок, образующихся при резке или распиливании длинномерных материалов. Величина потерь и отходов определяется расчетно-аналитическим методом с последующей проверкой производственным.

§ 11.2. Нормы естественной убыли груза

В процессе перевозки масса многих грузов может уменьшаться, что даже при добросовестном исполнении обязанностей перевозчиком не мо­жет быть в полной мере предотвращено. Это явление, обусловленное естественными свойствами груза и условиями выполнения работ, обычно следствия: потерь при погрузке и выгрузке, когда часть насып­ных, навалочных или жидких грузов просыпается, распыляется и раз­носится ветром, измельчается и остается в судне в виде мусора, проса­чивается через неплотную тару (рассол из деревянных бочек) и др.; испа­рения жидких грузов (нефтепродуктов и др.); высушивания тары или са­мого груза, влажность которого при перевозке не учитывают и не про­веряют (мыла, овощей, бумаги, картона и др.). При перевозке многих грузов эти факторы действуют одновременно, что увеличивает размеры потерь.

В ст. 118 КВВТ РФ уста­новлено, что перевозчик не несет ответственности за уменьшение массы груза, если оно не превы­шает установленных норм естественной убыли.

Чтобы выделить потери и уменьшение при этом массы груза, не связанные с нарушением правил перевозки с учетом особенностей отдельных видов грузов, установлены нормы естественной убыли при перевозке грузов внутренним водным транспортом.

Методика расчета норм предусматривает организацию опытных пере­возок с установлением фактических естественных потерь груза, анализ отчетных данных о потерях, контрольные взвешивания груза в пунктах отправления и назначения и др.

Установленные нормы являются пре­дельными. Они не дают права перевозчику уменьшать массу груза, которое могло бы считаться естест­венной убылью, если недостачи груза в действительности не произошло. Задачей работников транспорта является создание таких условий перевозки, по­грузки, выгрузки и хранения, при которых потери груза или уменьшение его массы вследствие естественной убыли были минимальны.

С учетом свойств груза, характера тары и условий приема к пере­возке нормы предусматривают различные значения естественного умень­шения массы. Так, для некоторых грузов естественная убыль (в процентах от массы) установлена следующая: хлеб в зерне при перевозке на рас­стояние до 1000 км — 0,08 %, более 2000 км — 0,16 %; камен­ный уголь — 0,4 % и др. Для минерально-строительных материалов (гравия, песка и др.), применяют нормы естественной убыли массы груза при хранении их в портах, погрузке в автомобили и выгрузке из них.

При перевозках нормы естественной убыли подразделяются по трем следующим операциям:

Читайте так же:
Инструкция по эксплуатации цемента

«Перевозка», «перегрузка с речного на ж/д транспорт, обратно», «перегрузка из судна в судно». При наличии на перевозках всех указанных операций, норма естественной убыли груза составит сумму норм данных операций.

Нормы естественной убыли не применяют при перевозке груза в герме­тичной упаковке, расфасованного в стандартную тару, упакованного в жесткую тару. Кроме того, нормы массы груза не применяют при транспортировании гигроскопических грузов, легко поглощающих влагу.

По мере совершенствования технологии транспортных операций и улучшения упаковки нормы естественной убыли периодически пересмат­ривают и сокращают.

В жаркое время многие грузы испаряются или высыхают, при дождливой погоде, особенно осенью, влажность груза, обладающего гигроскопичностью, повышается.

Изменение массы груза при изменении его влажности за время перевозки, рассчитывается по формуле:

GH= Gф (1 + ), кг (11.1)

GН и Gф — масса груза соответственно при нормированной влажности и факти­ческая, кг;

Wн и Wо — влажность соответственно нормированная и фактическая, %,

Влажность груза определяют в лаборатории. Методы отбора проб и анализов установлены ГОСТами или техническими условиями на соответст­вующие материалы, где указана также их нормированная влажность.

Изменение массы зерновых грузов вследствие изменения их влажности можно определять также по таблице.

Для нефти и нефтепродуктов, кроме нормы потерь при перевозке, установлены особые предельные нормы потерь при хранении, отпуске и приеме (в процентах от принятой или сданной массы) в зависи­мости от сорта груза, типа резервуаров и транспортных средств, времени года и территориальной климатической зоны.

Все нефтегрузы разделены на восемь групп. В первые семь групп вклю­чены нефтепродукты, в последнюю — сырая нефть. Год делится на два периода: осенне-зимний (с октября по март) и весенне-летний (с апреля по сентябрь). Территория Российской Федерации распределена на три климатические зоны (южную, среднюю и северную), а для исчисления по­терь автомобильного бензина — на три климатические пояса.

Предельные нормы потерь нефти и нефтепродуктов при перевозке на­ливом установлены по двум группам бассейнов в килограммах на 1 т при­нятого к перевозке груза.

Так, например, в Волжско-Камском бассейне для большей части нефтепродуктов в весенне-летний период норма составляет 5 кг на 1т, в осенне-зимний — 2,5 кг; для дизельного топлива, пиролизного сырья и моторного топлива — 4,5 и 2,4 кг соответственно, для масел — 2,4 кг в течение всего года.

Потери нефти и нефтепродуктов вследствие естественной убыли подсчи­тывают по каждому судну, а расчет с отправителями и получателями по недостачам при перевозке производят по итогу за навигацию в це­лом по транспортной компании.

Нормы естественной убыли угля при хранении

Утверждены Постановлением Госснаба СССР от 11 августа 1987 г. N 109 ——————————— <*> Утверждены Постановлением Госснаба СССР от 11 августа 1987 года N 109. Введены в действие с 1 октября 1987 года. ──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────── Продукция │ Нормы естественной убыли, % от хранимой массы ├──────────────────────┬───────────┬───────────── │ разгрузка из │ операции │ хранение в │транспортного средства│ на складе │течение года ──────────────────────────┼──────────────────────┼───────────┼───────────── Мелкие классы (М, С, Ш) │ 0,05 │ 0,2 │ 0,25 каменных углей всех │ │ │ марок, угольный │ │ │ концентрат и отсев │ │ │ │ │ │ Промпродукт и шлам │ 0,1 │ 0,2 │ 0,35 Рядовые каменные угли │ 0,05 │ 0,2 │ 0,25 Средне-крупные сорта (П, │ 0,05 │ 0,05 │ 0,15 К, О) каменных углей всех│ │ │ марок, брикеты из │ │ │ каменных углей │ │ │ │ │ │ Мелкие классы (М, С, Ш) │ 0,05 │ 0,2 │ 0,15 антрацитов │ │ │ │ │ │ Рядовые антрациты │ 0,05 │ 0,1 │ 0,2 │ │ │ Средне-крупные сорта (П, │ 0,05 │ 0,1 │ 0,2 К, О) антрацитов │ │ │ │ │ │ Мелкие классы (М, С, Ш) │ 0,05 │ 0,2 │ 0,35 бурых углей всех марок │ │ │ │ │ │ Рядовые бурые угли всех │ 0,05 │ 0,1 │ 0,35 марок │ │ │ │ │ │ Средне-крупные сорта (П, │ 0,05 │ 0,05 │ 0,2 К, О) бурых углей всех │ │ │ марок, брикеты из бурых │ │ │ углей │ │ │ ──────────────────────────┴──────────────────────┴───────────┴───────────── Примечания. 1. Нормы являются предельными и применяются в случае фактической недостачи. 2. Условные обозначения углей (М, С, Ш, П, К, О) приняты в соответствии с ГОСТом 19242-73. 3. При хранении менее года норма естественной убыли берется пропорционально времени хранения.

Читайте так же:
Как аккуратно снять унитаз с цемента

В письме Минфина России от 02.03.2018 N 03-03-06/1/13389 указано, что порядок отраслевого учета технологических потерь при производстве и (или) транспортировке регулируется отраслевым законодательством и не является предметом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При определении налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что исходя из содержания пункта 1 статьи 146 НК РФ такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

По вопросу восстановления НДС по технологическим потерям возможно воспользоваться письмом ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@, где указано, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть предусмотрена законодательством. П. 3 ст. 170 НК РФ устанавливает случаи, при которых суммы налога подлежат восстановлению. По мнению ВАС РФ, в случаях, не перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, суммы НДС не подлежат восстановлению.

Таким образом, технологические потери учитываются в целях налога на прибыль в полном размере, что касается НДС, то при учете технологических потерь объекта налогообложения НДС и обязанность по восстановлению НДС у налогоплательщика не возникают. Технологические потери в целях налога на прибыль возможно учесть на основании технологических карт, смет технологического процесса или иными аналогичными документами, являющимися внутренними документами, которые разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс, и утверждаются уполномоченными лицами организации. 📌 Реклама

Естественная убыль

Наряду с технологическими потерями могут возникнуть и недостачи как в размере естественной убыли, так и сверх ее размера, В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» приравниваются к материальным расходам для целей налогообложения прибыли.

Учитывая положения пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, потери сверх норм естественной убыли не могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли. В случае возникновения недостач сверх норм естественной убыли организация должна определить виновное лицо. В случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector