Marketokon.ru

Маркет Окон и замков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности конструкций цистерн для перевозки нефтепродуктов молока цемента

Вагон-цистерна

Файл:2ES4K-134 with tank freight train.webm

Воспроизвести медиафайл

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог для перевозки жидкостей, в том числе: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др.), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), пищевых продуктов (вода, молоко, патока, вино, растительные масла) и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

Содержание

Общая характеристика [ править | править код ]

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов;
    • специальные — для определённых видов грузов.
    • цистерны, имеющие раму;
    • цистерны безрамной конструкции.
    • четырёхосные;
    • шестиосные;
    • восьмиосные.

    Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость, используемая для перевозки груза, именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов, имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C), используются вагоны-цистерны, имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия или добавку в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

    Конструкция [ править | править код ]

    Кузов вагона-цистерны представляет собой горизонтальную ёмкость цилиндрической формы, закрытую с боков эллиптическими днищами. Ёмкость цистерны или её отдельные секции имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Сосуды специальных цистерн могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя ёмкость делится на несколько секций. В цистернах, у которых ёмкость укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, ёмкость в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции ёмкость является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости ёмкостей вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и больше.

    Особенности конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов [ править | править код ]

    Узкоколейные цистерны [ править | править код ]

    Советская четырёхосная цистерна грузоподъёмностью 10 и 20 тонн предназначена для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол) по железным дорогам узкой колеи [1] . Цистерны безрамной конструкции, несущий котел сварной, цистерна оборудована специальным нижним сливным двусторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода, со штурвалом, расположенным сверху внутри колпака. Для доступа к колпаку имеется лестница и верхняя площадка. Цистерна оборудована автоматическим пневматическим тормозом и типовым для узкой колеи ударно-тяговым прибором [2] .

    История цистерн в России [ править | править код ]

    Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина, отгружавшегося с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров [3] .

    Производились специальные виды цистерн. Так, при перевозке спирта для его защиты от нагревания котёл цистерны размещался внутри обычного крытого товарного вагона; эти вагоны имели специальные отличительные знаки. По специальным заказам производились мелкие партии цистерн для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и других химических веществ.

    В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котёл, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году Кубасов.

    В 1905-1911 годах за счёт дополнительной надстройки к обычным цистернам их грузоподъёмность была увеличена с 12,5 до 16,5 т (1000 пудов).

    В 1895 году Гротен спроектировал трёхосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырёхосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось ещё несколько типов четырёхосных цистерн грузоподъёмностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

    Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличающегося типа.

    До революции основную часть парка в России составляли стандартные («нормальные») 750 и 1000-пудовые цистерны, которые эксплуатировались до конца 50-х годов [4] .

    Несмотря на эти недостатки, большой экономический эффект перевозки специализированных грузов определяет не только сохранение, но и развитие парка спс. Приложение 1

    * Полная масса снаряженного автомобиля — это его собственная масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами в кабине. Тягачи классифицируются по своей полной массе плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи — по собственной массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1 тонны для остальных. ** Классы от 18 до 78 являются резервными.

    АТС с самосвальным кузовом. Назначение, область применения, классификация, общее устройство.

    Кузова автомобилей-самосвалов, их основные характеристики. Конструктивные типы самосвальных кузовов.

    Опрокидывающие устройства самосвальных кузовов, общее устройство и принцип действия.

    Самосвальные автопоезда, требования, предъявляемые к ним, преимущества и недостатки по сравнению с одиночными автомобилями-самосвалами.

    Автомобильные цистерны. Назначение, область использования, классификация.

    Автомобильные цистерны (АЦ) и прицепы-цистерны (ПЦ) предназначены для бестарной перевозки газов, жидкостей, порошкообразных и зернистых, а также полужидких (товарный бетон) материалов.

    Классификацию перечисленного СПС производят по следующим признакам:

    а) по типу базового шасси:

    б) по проходимости:

    в) по назначению:

    для транспортирования (АЦ);

    для транспортирования и заправки (АЦЗ);

    г) по вместимости (грузоподъемности) цистерны;

    д) по виду транспортируемого (заправляемого) продукта;

    е) по типу несущего шасси:

    рамные (цистерна установлена на раме);

    несущие (подвески и колеса крепят к цистерне);

    ж) по типу технологического оборудования для выгрузки:

    под действием гравитационных сил (слив самотеком (ссыпание);

    выгрузка с помощью насосов (своих или сторонних);

    Дополнительные требования к СПС:

    вывод глушителя вперед и вправо вне зоны цистерны;

    защита топливного бака со стороны глушителя экраном или сеткой (на расстоянии не менее 20 мм);

    в электрических цепях – дополнительные предохранители (выключа­тели), выключатель массы АКБ должен находиться в кабине водителя;

    лампы освещения с защитными решетками;

    проводка прокладывается в трубках;

    наличие двух огнетушителей вне кабины;

    система информации об опасности (надписи, проблесковый фонарь) и т. д.

    Обозначение автоцистерн состоит из ряда букв и цифр, отражающих:

    номинальную вместимость в метрах кубических;

    цифровую часть обозначения марки шасси.

    Например, АТМЗ-4,5-375: автотопливомаслозаправщик с цистерной (основной, под горючее) вместимостью 4,5 м 3 на базе автомобиля Урал-375.

    Кроме ГСМ в цистернах могут транспортироваться: В – вода; С – спирт; СЖ – спец жидкость.

    Резервуары автоцистерн, их классификация и общее устройство.

    Автоцистерны, а также заправщики для специальных жидкостей и нефтепродуктов монтируются на автомобилях, полуприцепах и прицепах. Эти резервуары изготавливаются чаще всего из стали и имеют эллиптическое, чемоданное или круглое сечение. В некоторых случаях цистерны выполняют с переменным сечением, либо в составе одноосного тягача, либо на шасси прицепов и полуприцепов. Это обеспечивает более эффективное распределение нагрузки как по осям базового полуприцепа, так и на седельное устройство тягача. А благодаря низкому центру тяжести придается дополнительная устойчивость при совершении транспортировки с полной массой. Эллиптическое и чемоданное сечение являются наиболее распространенными, так как они позволяют обеспечить снижение центра масс и благодаря этому улучшается устойчивость самой автоцистерны.

    По конструктивным признакам резервуары цистерн различают:

    1) по форме поперечного сечения:

    прямоугольные (чемоданного типа);

    2) по форме продольного сечения:

    переменного (уменьшенного в передней, средней или задней части);

    3) по наличию отсеков и волнорезов:

    с одним отсеком;

    с дополнительным отсеком;

    с несколькими отсеками;

    с одним или несколькими волнорезами;

    4) по теплоизоляционным характеристикам:

    с дополнительным подогревом или самообогревом;

    5) по виду материала:

    высокопрочная сталь без внутреннего покрытия или со специальным покрытием внутренних поверхностей (эмаль, свинец, цинк, эпоксидная пленка);

    пластмасса, армированная стекловолокном и т. д.

    При проектировании АЦ учитывают свойства продукта:

    давление насыщенных паров;

    токсичность и т. д.

    Выпускают и используют цистерны 4-х классов:

    1 – для взрывчатых веществ;

    2 – для газов сжиженных и сжатых, а также растворенных под давлением;

    3 – для легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ);

    4 – для легковоспламеняющихся веществ и материалов.

    Цистерны для перевозки нефтепродуктов. Область использования, классификация, особенности конструкции.

    АЦ данной группы предназначены для транспортирования, кратковре­менного хранения и заправки техники отфильтрованным продуктом с замером выданного количества или для выполнения некоторых из этих функций.

    Общее устройство автоцистерн:

    горловина для компенсации температурного расширения продукта с дыхательным клапаном и ограничителем наполнения;

    отстойник с водоотделителем;

    фильтры и счетчики;

    пеналы, рукава (шланги).

    У автопоезда резервуары тягача и прицепа соединены при помощи рукава, перекачка – насосом тягача.

    Оборудование цистерны должно обеспечить выполнение следующих операций:

    наполнение цистерны, в том числе и сторонними насосами;

    выдача горючего из цистерны с помощью насоса или самотеком;

    перемешивание горючего в цистерне;

    откачка продукта из рукавов в цистерну.

    Для выполнения этих операций применяют самые различные техноло­гические схемы оборудования в зависимости от объема выполняемых опера­ций. Например, оборудование АЦ-4.2–53А предельно просто (рис. 9.1).

    Рис. 9.1. Схема технологического оборудования автомобилей-цистерн АЦ-4,2-53А и АЦ-4,2-130: 1 – цистерна; 2 – горловина; 3 – крышка горловины; 4 – наливная горловина; 5 – дыхательный клапан; 6 – уровнемер; 7 – отстойник; 8 – сливной штуцер; 9 – штуцер напорного патрубка; 10 – напорный патрубок; 11, 13 – зад­вижки; 12 – насос; 14 – всасывающий патрубок; 15 – штуцер всасывающего патрубка

    Оборудование АЦЗ-4,4-131 сложнее и позволяет выполнять еще и заправку техники (рис. 9.2).

    Рис. 9.2. Схема технологического оборудования автомобиля-цистерны АЦЗ-4,4-131: 1 – цистерна; 2 – уровнемер; 3 – наливная горловина; 4 – дыхательный клапан; 5 – водоотделитель; 6, 7, 10, 22, 24 – задвижки; 8 – насос; 9 – предохра­нительный клапан; 11 – мановакуумметр; 12, 23 – вентили; 13 – фильтр грубой очистки; 14 – штуцер приемного патрубка; 15, 18 – раздаточные рукава; 16, 17 – раздаточные краны; 19 – счетчик жидкости; 20 – манометр; 21 – фильтр тонкой очистки; 25 – штуцер напорного патрубка

    Кратко об устройстве и работе оборудования:

    1. Ограничитель наполнения – поплавок, всплывая, замыкает электри­ческую цепь (герметичные контакты) или перемещает золотник от­ключения коробки отбора мощности для привода насоса. Кроме того, в горловине установлена калибровочная метка с точностью наполнения до одного литра.

    2. Дыхательный клапан по назначению и принципу действия аналогичен клапанам пробки радиатора и служит для сокращения потерь паров нефтепродукта.

    3. Отстойник предназначен для сбора подтоварной воды и снабжен поплавком с плотностью меньшей, чем у воды, но большей, чем у нефтепродукта. Таким образом, в чистом нефтепродукте поплавок тонет, а в скопившейся воде всплывает и перекрывает расположенный над ним вход во всасывающий трубопровод.

    4. Трубопроводные коммуникации выполнены из стальных или алюминиевых труб и соединяют узлы и агрегаты технологической схемы, обеспечивая выполнение перечисленных выше операций.

    5. Во всасывающем трубопроводе установлен фильтр грубой очистки (сетчатый), а в напорном – тонкой очистки и счетчик для замера количества выданного нефтепродукта. Раздаточные рукава оборудуют раздаточными кранами, а остальные – быстроразъемными соединениями с заглушками.

    6. Уровнемер поплавкового типа. Поплавок, всплывая, поворачивает ось со стрелкой. Точность измерения незначительна, с погрешностью до 200 л. Уровнемер предназначен для ориентировочного определения заполнения резервуара.

    7. Волнорезы предназначены для предотвращения быстрого перемещения массы продукта вдоль цистерны при частичном заполнении. В противном случае возможны гидравлические удары в днища и резкое смещение центра тяжести. Волнорезы представляют собой волнистые (для жесткости) перегородки с отверстиями, составленные из нескольких полотен (листов). Кренятся волнорезы вертикально, поперек цистерны к приваренным изнутри кольцам жесткости, изготовленным из уголка.

    8. Рукава укладываются в пеналы или шкафы, приваренные справа и слева цистерны. Раздаточные рукава у некоторых автоцистерн наматываются на барабан.

    9. Насосы на автоцистернах, как правило, самовсасывающие (не требующие заполнения перед перекачкой). Для перекачки горючего применяют центробежные с дополнительным вихревым колесом для обеспечения самовсасывания и вихревые насосы. Для перекачки масел – шестеренные. При эксплуатации шестеренных (объемных) насосов необхо­димо помнить, что они способны развивать большой напор (давление), ограничиваемое только мощностью привода и прочностью деталей. Поэтому очень важно следить за исправностью и работой редукционного клапана и включать насос при открытой задвижке напорной магистрали.

    Автобитумовозы выпускают с хорошей теплоизоляцией и подогревателем мазута. Источник тепла – две стационарные керосиновые горелки, установленные в жаровых теплообменных трубах и одна переносная – для подогрева коммуникаций.

    Подача насоса подбирается в зависимости от вместимости цистерны из расчета опорожния (заполнения) цистерны за 10–15минут.

    Цистерны для перевозки пищевых продуктов. Цистерны для перевозки сыпучих грузов. Область использования, классификация, особенности конструкции.

    Данная группа автоцистерн включает АЦ для перевозки молока, жидких минеральных удобрений и сыпучих сельскохозяйственных грузов.

    1. Автоцистерны для перевозки молока имеют емкости, сваренные из коррозионно-стойких сталей или алюминиевых сплавов. Дня облегчения мойки внутренние углы цистерн скругляются, а поверхность полируется.

    Для уменьшения взбалтывания молока цистерну делят на несколько индивидуальных секций. Для обеспечения сохранности молока установлена теплоизоляция толщиной 50–100 мм (пенопласт, пенополиуретан и т. д.). Обозначение молочных цистерн – АЦПТ.

    2. Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений (ам­ми­ачной воды, углеаммиакатов, жидких азото- и фосфорсодержащих ком­плексных удобрений) изготавливают из нержавеющих сталей или стекло­пластика. Цистерны агрегатируются с автомобилями (перевозка, хранение) и тракторами (внесение в почву). Комплексные удобрения весьма коррозионно активны.

    Заполнение и опорожнение может быть и самотеком, и с использованием средств перекачки.

    3. Автоцистерны для перевозки сыпучих сельскохозяйственных грузов служат для перевозки минеральных гранулированных или порошковых удобрений, комбикормов и т. д.

    Цистерны могут быть постоянного диаметра, несущего типа, с уклоном, для ускорения разгрузки гидроцилиндрами обеспечивается подъем на угол 40–50°.

    Цистерны хопперного типа разгружают гравитационным способом (самоссыпание) или с созданием давления воздуха над продуктом. В нижней, конусной части, хоппер открывается при помощи пневмопривода (рис. 9.5).

    Рис. 9.5. Цистерна для перевозки кормов с пневматической разгрузкой: 1 – полый поршень; 2 – цилиндр; 3 – разгрузочный наконечник

    Цистерны для перевозки строительных растворов. Область использования, классификация, особенности конструкции.

    Автоцементовозы предназначены для бестарной перевозки порошко­образных и пылевидных строительных материалов (цемента, извести, сухой золы, минерального порошка) на расстояние до 150 км с механизированной погрузкой-выгрузкой при использовании вакуум-компрессорной установки.

    Цементовоз состоит из седельного тягача и цистерны-полуприцепа. На тягаче непосредственно за кабиной водителя смонтирован вакуум-компрессор с приводом от коробки отбора мощности через карданную и клиноременную передачи. Схема цистерны показана на рисунке 9.3.

    Рис. 9.3. Схема пневматической системы для загрузки-выгрузки цементовоза: 1 – цистерна; 2 – труба со щелью; 3 – мембранный указатель окончания наполнения; 4 – фильтр очистки воздуха от цемента; 5 – загрузочный люк  400 мм; 6, 24 – замок; 7 – вакуумный рукав; 8 – мановакуумметр; 9 – напорный рукав; 10 – обратный клапан; 11 – кран; 12 – крышка; 13 – влагомаслоотделитель; 14 – вакуум-компрессор; 15 – масляный фильтр; 16 фильтр второй ступени очистки воздуха; 17 – воздухопровод; 18 – разгрузочный патрубок; 19 – кран; 20 – продувочная форсунка; 21 – загрузочный рукав; 22 – наконечник с краном; 23 – разгрузочный рукав; 25 – аэроднище

    Труба со щелью предназначена для равномерного распределения цемента по длине цистерны. Мембранный указатель окончания заполнения имеет гибкую мембрану, при прогибе которой внутрь замыкаются контакты электрической цепи и включают звуковой сигнал автомобиля. Загрузочный наконечник имеет кран для регулировки подсоса воздуха и установления оптимального соотношения воздуха и цемента. Аэроднище представляет собой установленный в нижней части цистерны лоток, стенки которого для «стекания» цемента наклонены к днищу под углом 50°, а днище – сетка с несколькими слоями пористой ткани. При подаче воздуха под днище, воздух, проходя сквозь него, разрыхляет цемент, который легче соскальзывает со стенок и дальше, по наклоненной цистерне, к разгрузочному патрубку.

    Загрузка цистерны осуществляется при помощи разрежения в ней, создаваемого вакуум-компрессором. Цемент в наконечнике смешивается с воздухом, поступает в цистерну и распределяется по ее длине. Об окончании заполнения свидетельствует звуковой сигнал.

    Разгрузка происходит при подаче в цистерну под аэроднище сжатого воздуха. Компрессор закачивает атмосферный воздух через открытую крышку между фильтром 2-ой ступени и масляным фильтром. Очищенный воздух пос­тупает через аэроднище в цистерну, взрыхляет цемент и создает избыточное давление. Смесь воздуха и цемента через разгрузочный патрубок поступает к продувочной форсунке, где подхватывается потоком воздуха и подается на расстояние до 50 м и в высоту до 20 м по разгрузочному рукаву. Об окончании разгрузки свидетельствует падение давления в цистерне до нуля.

    Автоцистерны для наливных грузов

    Для начала необходимо прояснить, что же такое наливные грузы. Для наливных грузов характерна однородность, поэтому их перевозят при помощи специализированных цистерн. К таким грузам можно отнести, например, сырую нефть и нефтепродукты любых видов, химические реактивы, молоко и другие пищевые жидкости.

    Транспортировка жидкостей промышленных и пищевых сопровождается некоторыми проблемами, которые решаются благодаря особенностям конструкции цистерны. Для каждого определенного типа вещества используется свой конкретный вид цистерны. Некоторые типы цистерн можно назвать универсальными, так как они могут быть легко использованы для транспортировки и временного хранения нескольких видов жидкостей.

    Перевозка наливных грузов типа бензина или газа очень сложна и опасна. Это главным образом объясняется их особыми химическими и физическими свойствами. Например, при перевозке нефтепродуктов нужно быть особенно осторожными, поскольку груз может легко воспламениться, а при разливе нанести ущерб природным ресурсам. ЗАО «Автобау» гарантирует надежность своих цистерн и полное соответствие всем европейским общепринятым стандартам качества и безопасности. Цистерны для перевозки таких опасных грузов как бензин или кислоты, щелочи и другие агрессивные реактивы можно купить в нашей компании по дипломатичным ценам, которые достигаются за счет выгодного партнерства с непосредственными производителями.

    Что же касается жидкостей пищевых, то главное условие их производства – это обеспечение должного уровня герметичности. Причина проста – для пищевых продуктов типа молока очень важно соблюдать чистоту жидкости, ведь если в ней буду инородные тела, то она может испортиться и потерять свою ценность. Также очень важно осуществить транспортировку от пункта разлива до пункта продажи самым наибыстрейшим способом, однако в большинстве реальных ситуаций это получается не всегда. Задержка в хранении означает надобность в дополнительном охлаждении вещества. Это актуально главным образом для молока и других скоропортящихся продуктов. Дополнительное охлаждение среди хранения обеспечивается установкой охлаждающих устройств – это означает автоматическое увеличение цены на такие цистерны. Помимо охлаждения требует еще и отличная теплоизоляция, чтобы сохранить выработанный холод внутри, а не потерять его посредством взаимодействия стенок цистерны с внешней средой.

    Мир автоцистерн весьма разнообразен – цистерны могут использоваться для транспортировки как наливных грузов (жидких веществ), так и, например, муки или цемента, извести. Наиболее распространены, конечно же, автоцистерны для наливных грузов. Это вполне очевидный факт, который не требует подтверждения, ибо большинство веществ и грузов, требующих изоляции от внешней среды именно жидкие. Такие вещества подразделяются на несколько типов, среди которых стоит выделить три основных:

    — Светлые и темные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо и прочие типы топлива, а также масла, мазут, сжиженные газы и т.д.). Данные цистерны – бензовозы, масловозы и т.д. имеют особенности, которые связаны с опасностью перевозимых грузов. Топливо – это огнеопасный вид вещества, который может нанести огромный ущерб окружающей среде или имуществу людей, не говоря уже об их здоровье. Именно поэтому такие цистерны изготавливаются в рамках жестких стандартов безопасности и качества. Повышенная безопасность – это важнейшее свойство таких автоцистерн, которое отличает их от других видов.

    — Продукты пищевой отрасли (молоко, вода, сиропы, патока, шоколад). Такие автоцистерны для наливных грузов обязательно должны соответствовать европейским экологическим стандартам. Перед использованием (каждым использованием) проводится обработка дезинфицирующими веществами. Данные цистерны могут быть оснащены устройствами охлаждения, которые позволяют транспортируемым продуктам некоторого типа дольше сохранять свои свойства намного дольше. Итак, главная цель таких цистерн – это максимальное сохранение чистоты вещества – наличие даже малейших примесей неприемлемо.

    — Наливная химия (спирты, кислоты, щелочи и т.д.). Данные вещества могут быть очень агрессивными, поэтому стенки цистерн для перевозки химических реагентов обязательно изготавливаются из стойких к химическому воздействию материалов.

    Цистерна для перевозки маслаЦистерны для перевозки масла

    Для перевозки и хранения любых видов топлива и прочих наливных грузов — нефтепродуктов всегда требуется тара, обеспечивающая настоящую безопасность, если говорить об электробезопасности и пожарной безопасности. Кроме того, важна и стойкость к действию химических реагентов. Так, в ЗАО «Автобау» Вы найдёте отличные модели цистерн, например цистерны для перевозки масла.

    Можете даже не сомневаться, что цены на цистерны для перевозки масла и на все остальные варианты не будут запредельными. Кроме того, они отвечают самым высоким правилам безопасности при самой транспортировке и хранении. Мы тщательно следим за состоянием нашей техники.

    В любом случае подходить к выбору цистерны для наливных грузов необходимо максимально ответственно, так как только правильный и объективный выбор обеспечит максимальную продуктивность транспортировки того или иного вещества. Если вы не уверены в выборе цистерны, то стоит обратиться за помощью, которую мы можем вам также оказать. Наши высококвалифицированные специалисты и опытные эксперты всегда помогут с выбором, подсказав необходимую конфигурацию для цистерны. В условиях нашей страны почти в ста процентах случаев необходима техника с высокими эксплуатационными характеристиками – стойкая, надежна, качественная и ремонтопригодная (для компаний, которые рассчитывают на длительную эксплуатацию). Так или иначе, у нас вы всегда можете купить цистерны для наливных грузов по весьма выгодной цене в максимально сжатые сроки. Сотрудничая с нами, вы получаете только самое лучшее. Итак, наша цистерна для перевозки масла порадует Вас своим качеством и недорогой стоимостью! Выбирайте самое лучшее у нас!

    Правила перевозки наливных грузов

    Наливные грузы — это вещества, которые для сохранения своих свойств и товарных качеств должны перевозиться в жидком или сжиженном газообразном состоянии: растительные масла, спирты, нефть и нефтепродукты, кислоты, пропан, бутан и пр. Однако вместе с тем «ассортимент» наливных грузов настолько широк, что применять к ним единые правила перевозки никак нельзя. Эти правила, особенности транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ зависят от вида и свойств груза.

    Наливные грузы делятся на:

    • нефтепродукты;
    • химические грузы (кислоты, щелочи (…), а также сжиженные газы);
    • пищевые продукты.

    Правда, на порядок организации транспортировки будет влиять не столько «видовая принадлежность» груза, сколько его физико-химические свойства. Они определяют выбор транспортного средства и цистерн, условия и длительность перевозки, особенности погрузки и разгрузки, необходимость получения разрешения, квалификацию водителя, количество и вид сопроводительных документов и пр.

    На какие свойства наливных грузов обращают внимание в первую очередь?

    Плотность — отношение массы вещества к единице объема. Еще со школьного курса физики известно, что плотность жидкости тесно связана с температурой: как правило, при нагревании она увеличивается в объемах, а при охлаждении, наоборот, сжимается. И это свойство вещества, равно как и температуру, при которой оно было загружено, очень важно учитывать при заполнении цистерны и при транспортировке. Ведь в процессе езды температура может повыситься и жидкость, залитая до этого до краев и от нагревания увеличившаяся в объеме, будет искать щели и прочие дыры, чтобы выбраться наружу. Если же цистерна (или другая емкость) цела и герметична, тогда начнет расти давление, отчего эту цистерну может даже «разорвать».

    Вязкость или, иными словами, «текучесть» вещества. Это свойство, в первую очередь, определяет длительность и условия налива и слива груза. Так, вещества с высокой вязкостью менее «подвижны», а значит, их погрузка и разгрузка может потребовать большего времени и дополнительных мер — подогрева, использования насосов и пр.

    Температура застывания вещества. Она влияет как на особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ (необходимость нагревания вещества перед наливом и сливом), так и на процесс транспортировки и выбор транспортного средства. Так, для перевозки некоторых грузов (битум, асфальт и т.п.) могут использоваться специальные цистерны с подогревом, которые препятствуют застыванию вещества.

    Испаряемость — склонность вещества к парообразованию, то есть переходу из жидкого состояния в газообразное. Наибольшая испаряемость характерна для бензинов и других нефтепродуктов. Ее интенсивность зависит от типа вещества, его температуры и температуры окружающей среды, атмосферного давления, времени года и площади свободной поверхности жидкости. Учитывать это свойство необходимо для того, чтобы прогнозировать допустимые потери груза при транспортировке, хранении, наливе и сливе.

    Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть вещество на 1°C. Эта величина позволяет высчитать, сколько времени (или сколько энергии) уйдет на то, чтобы подогреть вещество до той температуры, при которой его можно беспрепятственно сливать и наливать.

    Температура вспышки — наименьшая температура, при которой пары вещества (обычно — нефтепродуктов), образовавшие смесь с воздухом, способны воспламеняться при наличии открытого пламени. Это свойство определяет пожароопасность груза, а значит, предельное значение температуры, на которое может быть нагрето вещество при транспортировке, наливе и сливе, а также условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Так, при наливе нефтепродуктов следят за тем, чтобы их температура была как минимум на 10°C ниже температуры вспышки.

    Температура воспламенения — самая низкая температура, при которой жидкость или газ самовозгораются без искры или пламени. Это значение, во избежание катастрофы, очень важно учитывать при выборе цистерны, в процессе транспортировки, при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

    Предел взрываемости — минимальное содержание паров вещества в воздухе (в процентном соотношении), способное взорваться в присутствии открытого пламени, раскаленных металлических предметов и пр. Это свойство точно так же определяет безопасность на всех этапах перевозки наливного груза.

    Электролизация — свойство вещества (как правило, нефтепродуктов) накапливать заряды статического электричества, что чревато возникновением электрического разряда. Этот разряд, в свою очередь, способен вызвать искру и повлечь за собой взрыв и воспламенение груза. Опасное накопление зарядов чаще всего происходит при прохождении жидкости по резиновым наливным шлангам и через металлические фильтры. Кроме того, они могут изначально заноситься вместе с веществом в цистерну и накапливаться в ней. Чтобы избежать воспламенения, взрыва и пр., обязательно заземляют наливную эстакаду, иногда ограничивают первоначальную и максимальную скорость налива груза, а также добавляют в вещества специальные присадки, повышающие его электропроводность.

    Коррозионность — это способность вещества «разъедать» металлы, особенно характерная для кислот и щелочей. Чтобы во время транспортировки не произошло повреждения корпуса емкости, в которой перевозится груз, и его утечки, необходимо использовать специальные цистерны с усиленной защитой.

    Токсичность — вредное воздействие вещества на организм человека. При работе с такими грузами, во избежание острого отравления, должны выполняться строгие меры безопасности и тщательно контролироваться концентрация паров опасного вещества в воздухе.

    Кроме того, при транспортировке нефти и нефтепродуктов учитывают октановое (свидетельствует о детонационной способности вещества) и цетановое (характеризует воспламеняемость топлива) число, а организуя перевозку жиров и растительных масел, обращают внимание на такие показатели, как йодное число (чем оно выше, тем вероятнее возможность окисления) и кислотное. Последнее фиксирует начало процесса гидролитического распада масел или жира: выделяющийся при таком процессе свободный кислород тоже способствует окислению продукта и ухудшает его вкусовые и пищевые качества. Чтобы этого избежать, необходимо помнить о том, что на усиление окислительных процессов влияет контакт с металлом (а значит, для перевозки должны использоваться емкости из специального материала), а также повышение температуры вещества, которую, следовательно, надо тщательно регулировать как при сливе и наливе, так и при непосредственном передвижении груза.

    Порядок организации перевозки наливных грузов

    Очевидно, что перевозка наливных грузов — это достаточно сложный и полный нюансов процесс. Чтобы организовать его качественно, доставить груз в целости и сохранности (ну, или почти в сохранности — за вычетом того минимума, что не могло, например, не испариться), избежать аварий и катастроф, нужно четко представлять, какое именно вещество перевозится и какими свойствами оно обладает.

    Все перечисленные характеристики вещества, а также условия его хранения, использования, способы оказания первой помощи при аварии, методы обезвреживания и пр. описаны в паспорте безопасности, к которому должны иметь доступ экспедитор и перевозчик.

    Однако главное, о чем необходимо помнить, так это о том, что значительная часть наливных грузов относится к опасным. А значит, их перевозка требует особого разрешения на проезд по автомобильным дорогам, специальной подготовки водителя, допуска транспортного средства к перевозкам, его обозначения на время движения и пр. В этом случае первое, что понадобится тому, кто организует доставку груза, — это номер вещества по ООН.

    Транспортные средства для перевозки наливных грузов

    Что касается транспортных средств, то обычно наливные грузы перевозятся в цистернах или контейнерах-цистернах. Их выбор на самом деле достаточно разнообразен и зависит от того, повторимся, какое вещество необходимо доставить и какими свойствами оно обладает.

    По температурному режиму автоцистерны могут быть:

    • изотермическими: способны сохранять определенную температуру, чаще всего используются для перевозки скоропортящихся продуктов (например, молока);
    • с «паровой рубашкой»: позволяют дополнительно подогревать груз в любой момент его транспортировки или перед сливом;
    • с автономным подогревом: поддерживают постоянную повышенную температуру вещества на всем пути его перевозки;
    • без температурного режима — для относительно непривередливых грузов.

    По предъявляемым к их производству требованиям:

    • выполненные из специальной стали, которая устойчива к коррозии, высоким температурам и прочему агрессивному воздействию (используются, как правило, для перевозки кислот и щелочей);
    • с внутренним гуммирующим слоем, который служит буфером между перевозимым веществом и стенками цистерны и продлевает срок ее работы (толщина слоя зависит от вида и степени агрессивности груза);
    • произведенные из алюминиевого сплава: они меньше подвержены коррозии, более искробезопасны и чаще используются для транспортировки светлых нефтепродуктов;
    • имеющие усиленную конструкцию (выдерживает повышенное давление и уменьшает риск взрыва), наружный «кожух» (снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению) и внутреннюю емкость: предназначены для перевозки газов и, как правило, для предотвращения влияния солнца выкрашены в светлые цвета;
    • разделенные на отдельные отсеки — для одновременной перевозки различных грузов;
    • отвечающие определенным санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, так как используются для транспортировки пищевых продуктов.

    Впрочем, классификация автоцистерн достаточно условна: каждая емкость может совмещать в себе несколько признаков и применяться для перевозки как какого-то одного определенного вещества (молоковозы), так и группы веществ, обладающих похожими свойствами.

    Вместе с тем, хотя наливные грузы, как правило, не требуют отдельной упаковки и заливаются непосредственно в цистерну или контейнер-цистерну, достаточно популярна тара под названием «флекситанк».

    Что такое флекситанк?

    Это гибкая емкость из полимерных материалов, предназначенная для перевозки жидких неопасных грузов. Она крайне удобна в применении и, несмотря на то, что может использоваться только один раз, а потом подлежит обязательной утилизации, очень экономична.

    Все достаточно просто: пустой флекситанк (который в таком виде напоминает сдутый матрас) устанавливается внутри стандартного 20-футового контейнера, после чего присоединяется шланг, запускается электронасос — и жидкость заполняет емкость. Когда груз занял необходимый объем (а флекситанк рассчитан на 14 000 — 24 000 л), он, в принципе, готов к транспортировке.

    Причем перед погрузкой можно сделать специальный защитный слой, который убережет груз от резких перепадов температур, а для разгрузки (при необходимости) с помощью пара и электричества разогреть перевозимое вещество.

    Главное же достоинство флекситанка в том, что его использование убирает проблему долгих поисков подходящей цистерны, за которую еще придется выложить порядочную сумму: найти стандартный 20-футовый контейнер куда проще, да и обойдется он дешевле.

    Правда, есть и существенный минус: транспортировать можно только неопасные и относительно непривередливые грузы. Взрывоопасные газы, нефтепродукты, кислоты и пр. в такой емкости точно не довезешь.

    Какие документы нужны для перевозки наливных грузов?

    Помимо обязательного пакета (товарно-транспортной или транспортной накладной, путевого листа, документов на транспортное средство), перевозка химических грузов должна сопровождаться паспортом безопасности вещества. Если перевозятся продукты питания, то в перечень сопроводительных документов входят: санитарно-гигиенический, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия транспортного средства санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, а для водителя — справка, свидетельствующая о прохождении специального медицинского осмотра.

    Однако для перевозки наливных грузов, относящихся к опасным, предъявляются гораздо более строгие требования:

    • разрешение на проезд;
    • свидетельство ДОПОГ о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
    • свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
    • письменные инструкции с описанием груза, условий транспортировки и мер, предпринимаемых в случае аварии и т.п.;
    • при смешанной перевозке с включением морского участка пути — свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства.

    Итак, о чем необходимо помнить, организуя перевозку наливных грузов?

    К перевозкам таких грузов, прежде всего, допускаются только опытные водители, имеющие стаж по соответствующей категории (B или C) (для опасных грузов — не менее трех лет). Кроме того, перед началом пути они должны быть проинструктированы: какой груз они везут, какими свойствами этот груз обладает и какие условия необходимо соблюдать, чтобы довезти его в целости и сохранности.

    При этом выбор транспортного средства следует делать с учетом вида и химико-физических свойств груза и с их же учетом готовить груз к транспортировке и проводить погрузочные работы. Поэтому прежде всего необходимо точно узнать наименование, вид и свойства вещества и в соответствии с ними продумать план грузоперевозки.

    Опасные грузы, как уже отмечалось, требуют дополнительных согласований, скоропортящиеся — оптимизации сроков доставки и поддержания на всем пути определенной температуры, а каждое вещество — специальных условий погрузки.

    Так, нефтепродукты, способные к электролизации, следует наливать, заземляя наливную эстакаду. Вещества с высокой вязкостью нужно предварительно разогревать, учитывая при этом их температуру вспышки и воспламенения. Перед наливом пищевых жидкостей необходимо убедиться в том, что автоцистерна чиста, не содержит остатков других продуктов и соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

    Впрочем, очищенными от материалов прежнего груза должны быть все без исключения транспортные средства, а те, которые перевозят опасные вещества, еще и обеззаражены.

    Заполняя цистерну, необходимо всегда оставлять недолив — около 10 процентов от всего объема: в зависимости от вида и свойств вещества.

    Перевозка некоторых грузов может потребовать добавления специальных присадок — повышающих электропроводность, уменьшающих вязкость, снижающих коррозионность…

    В общем, все этапы перевозки наливных грузов (выбор автоцистерны, подготовка груза, условия транспортировки, особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ, перечень сопроводительной документации и т.д.) целиком и полностью зависят от вида перевозимого вещества и его физико-химических свойств. Это же влияет и на конечную стоимость услуги.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Как мешать цемент перфоратором
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector